Правовые основы таможенного декларирования товаров

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 17, (в ред.

Протокола от 16 апреля 2010 года)// Собрание законодательства РФ 13.12.2010, N 50, ст. 6615.

товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Декларирование — это заявление таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, о выбранной декларантом, либо таможенным представителем таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств — членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред.

от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ от 29.11.2010 N 48 ст. 6252.

Субъектами правоотношений, возникающих в процессе декларирования, являются, с одной стороны таможенные органы, с другой стороны — декларанты и иные лица.

Декларирование товаров является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и является основным элементом таможенного оформления.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами в сопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Таможенного союза.

Местами таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, при пересечении государственной границы Таможенного союза железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства).

В случае использования таможенной декларации в качестве документа учета для целей валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Таможенного союза, в таможенной декларации подлежат указанию также сведения, необходимые для этих целей, в соответствии с международным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.

Мнение эксперта
Петров Илья Викторович
Юрист-практик с 6-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в разработке юридической документации.

Например, при изменении таможенного режима уже перемещенных товаров, декларирование товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, при аннулировании, отзыве лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли.

Основными функциями декларирования являются:

  • 1. Обеспечение таможенных органов необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средствах, а также об иных товарах, находящихся под таможенным контролем и подлежащих декларированию.
  • 2. Подтверждение законности совершаемых лицом, производящим, действий в отношении товаров и транспортных средств, в соответствии с выбранным таможенным режимом.
  • 3. Проверку таможенными органами соответствия декларируемых сведений фактическим данным. Жуковец В.Ю. Таможенное право в вопросах и ответах: Краткий курс. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. С. 57.

В рамках работы рассмотрим нормативно — правовую базу, которая непосредственно регулирует порядок таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Так как, в таможенном праве международно-правовые акты имеют высшую юридическую силу, то рассмотрим их в первую очередь.

Новеллой в таможенном законодательстве является Таможенный кодекс Таможенного союза Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) (с изменениями от 16 апреля 2010 г.) // Собрание законодательства РФ 13.12.2010, N 50, ст.

6615., который вступил в силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2010 года, нормы которого имеют прямое действие.

Таможенный кодекс Таможенного союза включил в себя все самые востребованные положения, необходимые для международного сотрудничества и взаимодействия.

Российская Федерация подписала ряд международных соглашений и решений, затрагивающих процесс таможенного декларирования товаров, приведем пример некоторых из них:

Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») регламентирует порядок заполнения таможенной декларации и приводит ее формы. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред.

от 22.06.2011) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза Режим доступа http://www.tsouz.ru/.

Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 256 «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании» (вместе с «Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании») Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 256 «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании» (вместе с «Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании») //Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/.и др.

Следующим нормативно-правовым актом, регулирующим порядок декларирования товаров, является ФЗ №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 19.11.2010) //Собрание законодательства РФ от 29.11.2010 N 48 ст. 6252., в котором декларированию товаров посвящен Раздел V.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.

Глава 24. «Таможенное декларирование», включает в себя 14 статей, в которых характеризуются товары, подлежащие таможенному декларированию, уделяется внимание декларации на товары, месту декларирования товаров, декларанту, регламентируется порядок предварительного таможенного декларирования товаров, подачи неполной, периодической таможенной декларации, а также освещены и другие моменты, касающиеся таможенного декларирования товаров.

Хотелось бы отметить, что административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержится глава 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», которая содержит 23 состава административных правонарушений в области таможенного дела, из которых 5 составов, посвящены именно процессу декларирования товаров:

Cтатья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств;

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации;

Статья 16.7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении;

Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений;

Статья 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года), по состоянию на 07.02.2011// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч.

1), ст. 1.

Закон РФ «О таможенном тарифе» также регулирует правоотношения при декларировании товаров. В частности Закон определяет таможенную стоимостью товаров при изменении таможенной процедуры.

По вопросам декларирования издано также ряд нормативных актов Федеральной таможенной службой РФ, в том числе Приказ ФТС РФ от 03.12.2010 N 2330 «О местах декларирования отдельных видов товаров».

Теоретические и организационно-правовые основы таможенного декларирования товаров и транспортных средств

к содержанию ↑

Сущность таможенного декларирования

Таможенное декларирование — заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров либо для иных целей, установленных в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза.

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных таможенным законодательством.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а также производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Мнение эксперта
Петров Илья Викторович
Юрист-практик с 6-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в разработке юридической документации.

Декларантами могут выступать как лица государств — членов таможенного союза, так и иностранные лица, а также перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, или экспедитор, если он является лицом государства — члена таможенного союза.

За неисполнение обязанностей, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, предусмотренных таможенным законодательством, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

— декларация на товары;

— пассажирская таможенная декларация;

— декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации, определяются решением Комиссии таможенного союза.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются Таможенным кодексом таможенного союза или решением Комиссии таможенного союза.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза.

Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:

— если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;

— если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра или не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

Таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации. Исключением будут являться те сведения, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.

[1]

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.

К таким документам относятся:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

5) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

7) документы, подтверждающие страну происхождения товаров;

8) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

9) документы, подтверждающие уплату и обеспечение уплаты таможенных платежей;

10) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Таможенным кодексом таможенного союза, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

11) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

12) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

13) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля;

14) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки — в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

Если в этих документах не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых таможенная декларация заполнена. При таможенном декларировании товаров в соответствии с условиями заявляемых таможенных процедур, дополнительно к указанным документам могут представляться иные документы, соответствующие особенностям этих таможенных процедур.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, а на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза.

Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию с целью их помещения под таможенную процедуру, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу:

— решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;

— решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;

— решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;

— решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.

Таможенный орган вправе отказать декларанту или таможенному представителю в регистрации таможенной декларации. В случае отказа в регистрации, таможенная декларация и представленные документы возвращаются декларанту или таможенному представителю.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации.

По письменному обращению декларанта, зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров. При отзыве таможенной декларации новая таможенная декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения товаров.

По письменному обращению декларанта, таможенная декларация на товары таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров.

Таможенная декларация может быть отозвана после проведения таможенного досмотра товаров, если в ходе такого досмотра не было установлено нарушений таможенного законодательства таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Таможенное декларирование товаров является неотъемлемой частью таможенных операций, связанных с помещением товаров под ту или иную таможенную процедуру. Все документы и сведения, указанные в них, необходимы для контроля за потоком товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также за деятельность участников ВЭД.

Правовые основы декларирования

1.2 Правовые основы декларирования

Правовые основы декларирования товаров содержатся в гл. 14 нового Таможенного кодекса Российской Федерации. Декларированию посвящена отдельная глава, как и в прежнем ТК (гл. 26), но в отличие от него носит более прямой характер.

Статья 123 устанавливает перечень обстоятельств, с наступлением которых Кодекс связывает обязанность осуществить декларирование товаров. В соответствии с п. 1 данной статьи такими обстоятельствами являются:

1. Перемещение товаров через таможенную границу.

Перемещение товаров как основание для возникновения обязанности по декларированию товаров было установлено и прежде. Однако, само понятие перемещения товаров через таможенную границу существенно изменилось: если в ТК 1993 г.

под перемещением при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации понималось фактическое пересечение таможенной границы, то сейчас к перемещению товаров относятся также все последующие предусмотренные ТК действия с товарами (внутренний таможенный транзит, временное хранение, декларирование и т.д.) до их выпуска таможенными органами (пп. 7, 8 п.

1 ст. 11 ТК), то есть перемещение товаров «растянуто» во времени.

2. Изменение таможенного режима.

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 156 ТК, изменение выбранного таможенного режима на другой является правом лица, поместившего товары под этот режим. Кроме этого есть случаи, когда изменение таможенного режима не допускается или, наоборот, становится обязанностью указанного лица.

Так, таможенный режим временного вывоза не может быть изменен на таможенный режим экспорта, если временно вывезенные товары подлежат обязательному возврату на таможенную территорию Российской Федерации, например, культурные ценности[13]. При передаче права собственности на временно вывезенные товары иностранному лицу, за исключением товаров, обратный ввоз которых является обязательным изменение таможенного режима временного вывоза на таможенный режим экспорта является обязательным (ст.

256 ТК).

3. Образование товаров, получение которых не было целью заявленного таможенного режима (ст. ст. 183, 184, 194, 247 ТК).

Мнение эксперта
Петров Илья Викторович
Юрист-практик с 6-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в разработке юридической документации.

В ряде случаев использование таможенных режимов переработки и уничтожения влечет образование отходов, получение которых не было целью заявления таможенного режима, однако которые в дальнейшем могут быть использованы.

Кроме того, при переработке товаров могут остаться товары в количестве, не достаточном для производства одной единицы товарной продукции согласно установленным нормам выхода продуктов переработки – остатки. Таможенный кодекс предусматривает обязательное декларирование таких товаров, при этом для таможенных целей они рассматриваются как товары, изначально ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации в таком состоянии.

Обязанность по декларированию отходов не наступает только в случае, когда товары переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, при том что они не могут быть восстановлены в первоначальное состояние (ст. ст.

183, 247 ТК).

4. Незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

В качестве основания для возникновения обязанности по декларированию товаров Кодекс в ст. 123 называет также обнаружение таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ст.

391 ТК). Однако из самой ст.

391 ТК следует, что декларирование в данном случае является правом, но не обязанностью указанных лиц.

Осуществление внешнеторговых операций невозможно без взаимодействия участников экспортно-импортных операций с таможенными органами. Перемещение товаров через таможенную границу РФ допускается только при условии декларирования, которое производится посредством заявления таможенному органу субъектами ВЭД всех необходимых сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, об их таможенном режиме, а также иных данных, необходимых для таможенных целей.

Итак, декларирование заключается в предоставлении таможенному органу декларации.

Ст. 124 Таможенного кодекса РФ определяет, что декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в декларации или иным способом, предусмотренным нормами Кодекса, в письменной, устной, электронной или конклюдентной формах.

«Иной способ» декларирования товаров предусмотрен ТК, в частности, в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, для декларирования которых используются сопровождающие международное почтовое отправление документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза (ст. 293 ТК), а также в отношении транспортных средств, декларирование которых допускается с использованием стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области транспорта (ст.

279 ТК).

Письменная форма является основной и наиболее часто используемой формой декларирования товаров. Она является обязательной при перемещении товаров юридическими лицами и в отношении некоторых товаров, названных в п.

2 ст. 268 ТК и перемещаемых физическими лицами.

В остальных случаях декларирование товаров физическими лицами может осуществляться в устной форме, а в случаях и порядке, определяемых ФТС России, – в конклюдентной форме, то есть путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме.

Основным документом при декларировании грузов является грузовая таможенная декларация. Она является официальным, используемым в таможенных целях документом, подаваемым субъектом ВЭД в таможенный орган, содержащий необходимые сведения о перемещаемом через таможенную границу РФ товаре и характере такого перемещения (пп. 27 п. 1 ст. 11).

Форма ГТД строго определена. Заполнение граф ГТД регламентировано нормативным актом – Приказом ГТК России №915 от 21.09.2003 года, который вводит «Инструкцию о порядке заполнения Грузовой таможенной декларации»[14].

Он носит прогрессивный характер и издан в реализации норм Таможенного кодекса. Положения данного Приказа позволяют участникам ВЭД шире пользоваться правами, представленными им новым ТК[15].

Данный Приказ имеет нововведения, которые, несомненно, имеют свои позитивные моменты в совершенствовании таможенного оформления.

Так, например, особенностью этого приказа (ст. 6) является то, что он в сравнении с ранее действовавшими нормативными документами, не ограничивает количество дополнительных листов в Грузовой таможенной декларации, до этого их могло быть не более 33.[16] Такая норма, несомненно, имеет положительное значение для тех организаций, которые ввозят большое количество товаров.

Добавочные листы используются в дополнение к основному листу ГТД, если в одной ГТД заявляются сведения о двух и более товарах, при этом, добавочные листы являются неотъемлемой частью ГТД.

Кроме того, в соответствии со ст. 7 указанного приказа, при декларировании товаров в одной таможенной декларации различных таможенных наименований, но которые определяются одним кодом единой товарной номенклатуры, допускается их декларировать в одном листе, но при этом к основному листу должен быть приложен список товаров, который также будет являться неотъемлемой частью Грузовой таможенной декларации.

Также, в одной ГТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под один и тот же таможенный режим, но при этом, если товары, содержащиеся в одной товарной партии, заявляются для помещения под разные таможенные режимы, должны подаваться отдельные ГТД на каждый таможенный режим (ст. ст. 3,4)

Если в случае в каких то графах не хватает места для заполнения соответствующей информации, допускается приложение дополнительного листа, обычного листа формата А4, на котором содержится вся недостающая информация.[17] Это также является неотъемлемой частью Грузовой таможенной декларации и прилагается в пакете документов, необходимых для таможенного оформления. При этом в электронную копию Грузовой таможенной декларации в обязательном порядке будут вноситься, все сведения, которые в основном листе, а также в дополнительных листах (ст.

11).

Лицо, составившее таможенную декларацию, обязано удостоверить заявленные в ней сведения путем проставления печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации это лицо должно иметь печать, а также подписи работника этого лица, заполнившего декларацию. Если декларирование производится таможенным брокером, заявленные в декларации сведения удостоверяются печатью таможенного брокера и подписью специалиста по таможенному оформлению – работника этого брокера, заполнившего декларацию.

Этим действием лицо подтверждает достоверность заявленных в таможенной декларации сведений. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товаре, а также других сведений, влияющих на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров, помещении их под избранный таможенный режим или размер таможенных платежей влечет административную ответственность декларанта или таможенного брокера в соответствии с КоАП РФ.

Неудостоверенная должным образом декларация не принимается таможенным органом и считается для таможенных целей неподанной (ст. 132 ТК).

Согласно п. 2 данной статьи перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства.

При этом федеральный орган, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать указанный перечень сведений в зависимости от категорий лиц, совершающих таможенные операции для выпуска товаров, видов товаров, требований таможенных режимов, вида транспорта, используемого при перемещении товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 62 и п. 1 ст. 125 таможенное оформление и декларирование товаров могут быть произведены в любом таможенном органе.

Вместе с тем ФТС России в целях обеспечения эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства вправе установить таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров в следующих случаях:

1. В отношении товаров: культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы, при таможенном оформлении которых необходимо применение специализированного оборудования, наличие специалистов соответствующего профиля.

Таможенное декларирование

Таможенное декларирование – это декларирование товаров таможенному органу путем подачи электронной таможенной декларации или письменной — на бумажном носителе. Подача декларации может сопровождаться оплатой таможенных платежей, но иногда платить не требуется.

Перед подачей декларации участник ВЭД должен зарегистрироваться на таможне. Юридические лица или Индивидуальные предприниматели (ИП) при таможенном декларировании указывают процедуру, под какую помещается перевозимый товар.

Мнение эксперта
Петров Илья Викторович
Юрист-практик с 6-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в разработке юридической документации.

Процедура не указывается при декларировании припасов или транспортных средств. Физлица декларируют личные вещи, не предназначенные для коммерческого использования и товары, купленные за границей в интернет магазинах.

Таможенному декларированию подлежат товары, перевозимые любым видом транспорта: авиационным, морским, железнодорожным, автомобильным, а также пешим порядком. Таможенные органы принимают декларацию, платежи и контролируют перемещение товара через таможенную границу, при этом важно понимать что декларирование является обязательным для всех участников ВЭД и является одной из мер, направленных на предотвращение контрабанды и контрафакта.

В случаях не декларирования или недостоверного декларирования наступает административная или даже уголовная ответственность. Виды таможенного декларирования отличаются формой декларации и способом её подачи:

  • электронное таможенное декларирование;
  • письменное таможенное декларирование;
  • устное таможенное декларирование.

Таможенное декларирование – ответственная операция, ошибки, совершаемые при этом могут привести к потерям времени и средств. Декларирование сопровождается подачей пакета документов, который необходимо заранее подготовить. Если у Вас нет необходимых знаний и опыта лучше обратиться к нашим специалистам.

к содержанию ↑

Таможенный орган декларирования

Таможенный орган декларирования принимает документы на товары, перемещаемые через таможенную границу как физлицами, юридическими лицами и ИП. Таможенные органы декларирования выполняют непростую задачу защиты государственных интересов, связанную с контролем ввозимых и вывозимых грузов и товаров.

Они должны предотвратить ввоз в Россию товаров и грузов, представляющих опасность для граждан и окружающей среды, а также не допустить вывоза запрещённых законодательством товаров. Именно поэтому декларированию подлежат все товары, ввозимые или вывозимые на территорию ЕАЭС.

Кроме контроля таможенный орган декларирования осуществляет и другие функции: собирает таможенные платежи, следит за соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования, борется с контрабандой и контрафактом и другие. Таможенные органы представляют собой единую централизованную систему, включающую в себя: таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Для выполнения своих функций они обеспечены развитой инфраструктурой: здания и площадки, электронно-вычислительная техника и программное обеспечение, а также другая необходимая техника. Таможенные органы декларирования сосредоточены в пунктах пропуска грузов и товаров через таможенную границу: аэропортах, портах, вокзалах, автомобильных грузовых терминалах и СВХ.

Для декларирования отдельных групп товаров и для решения спецзадач организованы специализированные таможни: энергетическая, акцизная, оперативная, кинологическая и другие.

к содержанию ↑

Процедуры таможенного декларирования

Процедуры таможенного декларирования, а также практика их применения регламентируются законодательно. Правовой основой является Таможенный кодекс ЕАЭС, решения законодательных органов, федеральные законы Российской Федерации и приказы ФТС России.

Согласно ТК ЕАЭС таможенное декларирование может быть осуществлено в рамках одной из 17 таможенных процедур, право выбора которой принадлежит декларанту-собственнику.

Перечень таможенных процедур

к содержанию ↑

Формы таможенного декларирования

Формы таможенного декларирования и порядок их применения регламентируются законодательно. Декларирование должен осуществлять сам декларант-владелец или уполномоченный таможенный представитель.

Электронная форма таможенного декларирования, согласно ст. 104 ТК ЕАЭС, в настоящее время является основной.

При этом, согласно общим требованиям, декларация составляется в электронном виде, к ней прикладываются электронные копии указанных в ней документов, после этого, заверенная электронной подписью, она подаётся дистанционно, по сети интернет, в ЦЭД.

Письменную форму таможенного декларирования используют только в отношении товаров:

  • помещаемых под таможенную процедуру транзит;
  • для личного пользования;
  • пересылаемых в МПО;
  • ТС международной перевозки;
  • когда в качестве декларации используется другие документы, например, транспортная накладная;
  • когда электронное декларирование нельзя осуществить.
к содержанию ↑

Товары подлежащие таможенному декларированию

Товары подлежащие таможенному декларированию – согласно ТК ЕАЭС любые перемещаемые через таможенную границу товары подлежат письменному или электронному декларированию. При этом могут уплачиваться или не уплачиваться ввозные или вывозные таможенные платежи и пошлины.

Их размер зависит от участника ВЭД осуществляющего перемещение товара, от вида товара и его стоимости. Задача таможенных органов следить за тем, чтобы из России не были вывезены ценные товары, вывоз которых запрещён законодательством, а также за тем, чтобы в Россию не ввезли запрещённые товары, представляющие собой угрозу для страны и её жителей, а также собирать таможенные платежи.

Юридические лица и ИП при соблюдении мер тарифного и нетарифного регулирования могут перевозить через таможенную границу любые товары в любом количестве, кроме запрещённых. Участники ВЭД, ввозящие и вывозящие товары обязаны их задекларировать, при этом предоставив в таможню пакет документов и необходимую информацию.

Документы подаются вместе с таможенной декларацией в установленном порядке.

Физические лица, согласно ст. 260 ТК ЕАЭС, должны задекларировать товары:

  • доставляемые в несопровождаемом багаже или перевозчиком;
  • попадающие под запреты и ограничения;
  • в сопровождаемом багаже, за перемещение которых через таможенную границу нужно оплатить пошлины и налоги;
  • в сопровождаемом багаже, ввоз которых не требует оплаты пошлин и налогов;
  • пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
  • ТС для личного пользования;
  • автозапчасти;
  • временно ввезённые ТС;

Физлицам декларировать товары не нужно, если их везут в сопровождаемом багаже через страны ЕАЭС транзитом, авиационным транспортом. Не нужно декларировать товары, если их вес и стоимость не превышает установленных законодательством лимитов.

Физлицам нельзя ввозить товары, предназначенные для коммерческих целей, для перепродажи. Окончательное решение о назначении товаров принимает таможенный инспектор.

При этом, если турист везёт больше трёх одинаковых предметов, то скорее всего таможня их не пропустит, признав их коммерческой партией. Например, при ввозе 5 новых одинаковых смартфонов или 5 кофточек одинакового цвета и размера.

Кроме того, есть, законодательно утверждённый список товаров, в котором перечислены товары, не относящиеся к товарам для личного использования.

к содержанию ↑

Особенности таможенного декларирования

Особенности таможенного декларирования – связаны с применением таможенного законодательства и правильности подачи сведений в таможенный орган. Таможенное декларирование опирается на ТК ЕАЭС, решения законодательных органов, приказы ФТС России.

При этом важно знать особенности таможенного декларирования разных видов товаров. Для пресечения нарушений при декларировании проводиться таможенный контроль, который выявляет случаи недостоверного декларирования и попытки незаконного ввоза товаров.

Существуют товары, ввоз которых запрещён, есть товары, которые находятся под санкциями. Подакцизные товары нужно оформлять только на акцизной таможне, товары, представляющие собой культурную ценность нужно оформить только специализированных таможенных постах для культурных ценностей.

При проведении таможенного декларирования нужно знать и исполнять таможенные правила, если нарушения будут выявлены, наступает административная или даже уголовная ответственность. Если нужного опыта и знаний нет, то чтобы таможенное декларирование было проведено в соответствии с законом, лучше обратиться к нашим специалистам, которые помогут Вам.

Специалисты нашей компании «Универсальные Грузовые Решения» помогут Вам провести таможенное декларирование с соблюдением всех правил и особенностей, в строгом соответствии с законом.

к содержанию ↑

Порядок таможенного декларирования товаров

Порядок таможенного декларирования товаров состоит из подготовки декларации на товары (ДТ), её подачи, списания таможенных платежей таможенным органом. Но в первую очередь для таможенного декларирования товаров участнику ВЭД необходимо зарегистрироваться в таможне.

Для этого нужно подготовить документы и предоставить необходимую информацию. Для физических лиц – это, как правило, паспорт с пропиской и ИНН, для юридических лиц и ИП – это документы по указанным ниже спискам.

Юридические лица и ИП осуществляют таможенное декларирование в Центрах Электронного декларирования (ЦЭД). Подача электронной таможенной декларации через ЦЭД существенно упрощает декларирование товаров таможенного союза.

Передовые технологии, реализованные в созданных ЦЭД, позволяют осуществлять электронное таможенное декларирование товаров по сети интернет, при этом таможенного инспектора и декларанта может разделять любое расстояние. Взаимодействие между ЦЭД и таможенном постом тоже производится по сети интернет, что позволяет дистанционно управлять таможенными процессами.

При этом перемещать товары можно через любые таможенные посты, что позволяет существенно снижает затраты времени и средств.

Документы и информация необходимые для
таможенного декларирования

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления «Импорт» (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления «Экспорт» (Смотреть)
к содержанию ↑

Виды таможенного декларирования

Мнение эксперта
Петров Илья Викторович
Юрист-практик с 6-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в разработке юридической документации.

Виды таможенного декларирования связаны с использованием разных видов таможенных деклараций, а также формой их подачи: электронной и письменной.

Виды таможенных деклараций:

  • на товары – используется при помещении товаров под процедуры, исключая транзит; в документе указываются следующие сведения: процедура, под которую помещается ввозимый товар, о декларанте, о таможенном представителе, получателе, продавце и покупателе, о транспортных средствах, о товарах (название, описание, количество, сведения необходимые для исчисления платежей, для обеспечения мер нетарифного регулирования, страна происхождения товара, товарный знак, производитель);
  • пассажирская – используется при перемещении товаров для личного пользования физлицами;
  • транзитная – используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенный транзит; указываются сведения об отправителе и получателе, страна получатель и страна отправитель, о транспортном средстве, о товаре (название, количество, стоимость, код, количество и вес) и другие;
  • на транспортное средство – используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки и припасов.

Формы, структуры и форматы электронной таможенной декларации, а также декларации на бумажном носителе, а также порядок заполнения документов утверждены законодательно.

к содержанию ↑

Таможенное декларирование товаров таможенным представителем

Таможенное декларирование товаров таможенным представителем позволяет избежать ошибок при заполнении таможенной декларации как в электронном виде, так и на бумажном носителе, подаче ее в таможенный орган и оперативному оформлению груза на таможне. Наши специалисты, имеющие ежедневный опыт оформления любых грузов и товаров, проводят данные операции в большом количестве в любых таможенных процедурах на любых таможнях Российской Федерации (аэропортах, портах, автомобильных терминалах, жд станциях, складах временного хранения почтовых служб).

Мы помогаем правильно собрать необходимый пакет документов для таможенного оформления, рассчитать все затраты на доставку и на таможне, рассчитаем таможенный платеж и при необходимости оплатим его за клиента, задекларируем товар в таможне за печатью (ЭЦП) таможенного представителя, сократив до минимума все возможные сроки. И мы уверены, что Вы и ваша компания останется данным сервисом очень довольна.

к содержанию ↑

Таможенные услуги декларирования

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» предоставляет таможенные услуги декларирования всем участникам ВЭД:

Мы предоставляем таможенные услуги декларирования на основании брокерского договора – таможенного представителя и несем полную юридическую ответственность перед таможней и клиентом. Подаем таможенные декларации за брокерской печатью и ЭЦП клиента.

Мы знаем все тонкости таможенного законодательства и помогаем оперативно оформить грузы без задержек на таможне. Работаем со всеми таможенными постами России, расположенными:

Мы поможем Вам пройти процесс декларирования товаров и грузов в таможне РФ без задержек!

к содержанию ↑

История внедрения электронного декларирования

Таможенная служба достаточно давно активно внедряет технические новшества информационного характера.

Идея предварительного декларирования возникла в 1996 г. в сфере авиационных перевозок.

Тогда термин «предварительное таможенное декларирование» не соответствовал ни таможенному законодательству, ни практике. Было предложено разделить весь процесс внедрения технологии на два блока: электронное предварительное информирование и электронное таможенное декларирование.

С 25 ноября 2002 г. применяется декларирование товаров в электронном виде (ЭД-1).

На начальном этапе это был эксперимент, регламентированный Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. № 801.

Позже приказами ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 и от 27 мая 2004 г.

№ 619 был определен порядок совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронном виде.

На смену электронному декларированию пришло интернет-декларирование (ЭД-2) (приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52) [18].

Внедрение ЭД-2 значительно расширило возможности участников внешнеэкономической деятельности и позволило уменьшить время совершения таможенных операций и таможенного контроля, сократить расходы, увеличить товарооборот.

к содержанию ↑

Правовые основы применения технологии электронного декларирования

Стандартными правилами 3.11, 3.18 и 3.21 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее — Киотская конвенция) закреплена возможность представлять таможенным органам декларацию на товары, а также подтверждающие документы в электронном виде посредством электронных средств связи. Глава 7 Киотской конвенции посвящена применению информационных технологий.

Так, указывается, что в целях поддержки проведения таможенных операций таможенная служба применяет информационные технологии в тех случаях, когда это экономически выгодно и эффективно для таможенной службы и участников торговой деятельности.

Действующий в настоящее время Таможенный кодекс Таможенного союза выделяет две формы таможенного декларирования товаров: письменную и электронную (ст. 179 ТК ТС).

Декларант вправе самостоятельно выбрать наиболее приемлемую для него форму декларирования. Однако Федеральный закон «О таможенном регулировании» (ст.

204) закрепил электронную форму декларирования товаров как основную и приоритетную. Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

Мнение эксперта
Петров Илья Викторович
Юрист-практик с 6-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в разработке юридической документации.

Федеральным законом «О таможенном регулировании», закреплено положение позволяющее применять исключительно электронную форму декларирования с 01.01.2014 года[3].

С целью реализации указанной нормы необходимо проведение определенных мероприятий по ускоренному внедрению информационных технологий включающих в себя надлежащее оснащение таможенных органов соответствующей техникой, позволяющей организовать бесперебойную работу при представлении таможенным органам сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет.

к содержанию ↑

Технология электронного декларирования

Порядок реализации декларирования товаров в электронной форме регламентирован в действующих в настоящее время: приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» (далее — Инструкция), приказ ФТС РФ от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, приказ ФТС РФ от 01.04.2011 № 695 «Об утверждении Временного порядка совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, классифицируемых в группе 27 ТН ВЭД ТС, в соответствии с Приказом ФТС России от 03.12.2010 № 2330 «О местах декларирования отдельных видов товаров» в случае, если местонахождение данных товаров или место их погрузки и (или) перегрузки (перевалки) не совпадает с местом их декларирования» и рядом других нормативных актов.

Как установлено п. 4 Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме таможенной декларацией, подаваемой в электронной форме, является электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации, поданной в таможенный орган в электронной форме в формате, определенном ФТС России, и подписанной электронной подписью.

По общему правилу при применении электронной формы декларирования не требуется представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки электронной декларации принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к электронной декларации. Принятое решение о необходимости представления электронных документов, указанных в описи, доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.

Лицо, декларирующее товары в электронной форме, может представить электронные документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться в дальнейшем (без внесения в них изменений и дополнений), однократно, в том числе до подачи первой электронной декларации, для их включения в электронный архив. Электронному архиву присваивается индивидуальный номер, который сообщается лицу, декларирующему товары, посредством направления авторизованного сообщения.

При декларировании электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов.

При этом бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, могут быть потребованы таможенным органом только:

  • в случае выявления рисков, по которым в качестве прямых мер по минимизации рисков предусмотрена проверка бумажных носителей информации;
  • если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения данных форм таможенного контроля.

Следует отметить, что если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения форм таможенного контроля, данная декларация распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а лицу, декларирующему товары, направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о представлении документов на бумажных носителях. Дальнейшее таможенное оформление товаров должно производиться в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях.

Таким образом, применение электронной формы таможенного декларирования товаров имеет большое будущее и хорошие перспективы развития. Существенная часть рабочего времени должностного лица таможенного органа, производящего таможенное оформление, уходит на уведомления и согласования с профильными структурными подразделениями.

Приведение всего механизма к электронному знаменателю и автоматизация технических процессов позволит больше времени уделять тщательной проверке документов и сведений, представленных при таможенном оформлении.

Автор статьи
Петров Илья Викторович
Юрист-практик с 6-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в разработке юридической документации.

Добавить комментарий

Adblock
detector