Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования
Содержание
- мама курсовая.docx
- Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
- Анонсы
- В Перми пройдет конференция Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования»
- Современные подходы к образовательному процессу в дошкольном учреждении
- 13. Нормативно-правовые основы вариативных подходов к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
мама курсовая.docx
Дополнительные различения в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:
- источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);
- инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);
- деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);
- инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);
- новый тип или новая форма общественной практики.
Приведём лишь один пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований — из истории отечественного образования:
- источник инновации — уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;
- инновационное предложение — научный коллектив Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников;
- технология осуществления — разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе;
- инновационный процесс — открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
- новая форма практики — «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики.
Обозначим три, наиболее важные сегодня, интерпретации понятия «образование»:
- образование — это вполне самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы, которая с одной стороны обеспечивает целостность общественного организма, а с другой — является мощным ресурсом его исторического развития;
- образование — это универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования, механизм связывания некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени;
- образование — это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека — способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создаёт условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
В соответствии с этим новым пониманием должно меняться и наше видение самой структуры сферы образования; в самом первом приближении оно начинает выступать перед нами в своих трёх предметных проекциях: образовательная среда — как социокультурное содержание образования, образовательные институты — как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы — как содержание совместно-распределённой деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.
Этот новый образ образования — развивающего, инновационного — требует пересмотра наших устоявшихся представлений о нем.
Инновации – это «целенаправленное изменение педагогической системы или ее отдельных элементов, вносящее в среду внедрения стабильные новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое и соответствующие прогрессивным тенденциям развития общества» (В.И. Загвязинский)
Качество образования (в широком смысле) — сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной среды, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам).
В своем выступлении на расширенном заседании Госсовета В.В.Путин отметил, что «…решая задачу радикального повышения эффективности экономики, мы должны создать стимулы для формирования национальной инновационной системы….От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.»
Именно в образовательной среде происходит формирование мотивации к инновационному мышлению и поведению. И от того, сможем ли мы создать равные условия всем участникам образовательного процесса для проявления инициативы, самостоятельности и ответственности в выборе смелых, неординарных решений будет зависеть реализация инновационного сценария развития страны в целом и образования в частности.
Образовательное учреждение, работающее в режиме инновационного развития, постоянно сверяет свои цели с государственной политикой в области образования, потребностями сообщества, экономическими возможностями региона и т.д. Схематически эта взаимосвязь и взаимозависимость может быть представлена следующим образом:
Политика в области образования
Экономическая политика правительства
Инновационное развитие школы
Видение желаемого состояния школы
Рис. 1. Взаимосвязь инновационного развития школы и ее социально-политических условий
Директор является «проводником» государственной образовательной политики и в своей управленческой деятельности он должен выстраивать «мост» между приоритетами в развитии государственной образовательной политики и реальной образовательной практики. Поэтому для успешной работы ему необходимо быть в курсе инновационных ориентиров развития образования. Помимо этого директор должен своевременно знакомить с этой информацией свой коллектив. Для этого директору необходимо уметь работать с различными источниками информации, определять главное, существенное и доводить до своих коллег. Это можно сделать разными путями. Можно отдать распоряжение ознакомиться, изучить, выступить. А можно мотивировать персонал, вызвать интерес к информации, желание обсудить, поразмышлять, внести предложения о том, как сухие нормативные документы могут изменить жизнь школьного сообщества, какие проблемы можно решить, опираясь на новые концепции, какие изменения и новшества можно будет реализовать в рамках миссии и стратегии развития образовательного учреждения.
1.2. Современные подходы и технологии обучения и воспитания образовательного процесса
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально- волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
- Б. Т. Лихачев дает такой определение [Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса].
- И.П. Волков дает такое определение [Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения].
- ЮНЕСКО — [Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования].
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
- научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
- процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие « педагогический подход» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
- Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогический (общедидактический, общевоспитательний) подход характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогический подход синонимичен педагогической системе: в него включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
- Частно-методический (предметный) уровень: частнопредметная педагогический подход употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
- Локальный (модульный) уровень: локальный подход представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)
.Что касается современных инновационных технологий, то в них обязательно должны присутствовать следующие компоненты
- концептуальная основа;
- содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
- технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).
По мнению Г.К. Селевко, любая современная педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально- педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Анонсы
В Перми пройдет конференция Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования»
Специалисты по дошкольному образованию со всей России съедутся в Пермь на открытую городскую научно-практическую конференцию. Конференция «Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования» состоится 21 и 22 апреля, сообщили 20 апреля в пресс-службе администрации Перми.
Опыт Перми в дошкольном образовании приедут перенимать специалисты из Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Челябинска, Казани, Уфы, Барнаула, Якутска, Сыктывкара, Калуги, Волжского, Набережных Челнов, Бийска, Кирова. Пермский край будет представлен на конференции специалистами из Березников, Соликамска, Красновишерска, Кунгура, Чусового, Лысьвы, Чайковского, Александровска, Губахи, Суксуна, Карагая, Чермоза, Октябрьского, Ильинского, Кудымкара, Менделеева, Добрянки и Гайн.
«Впервые в Перми мы проводим конференцию, посвященную дошкольному образованию. Неожиданным для нас стал огромный интерес к нашей конференции со стороны других регионов России. Это значит — пришло время оценить пермские наработки и поделиться с коллегами идеями. Мы чётко понимаем, что пришло время переходить от акцентов на вопросы доступности к акценту на качество дошкольного образования», — отметила начальник Департамента образования администрации города Людмила Гаджиева.
Два дня 600 специалистов по дошкольному образованию со всей России будут обсуждать актуальные темы: «Обеспечение доступности и качества услуг дошкольного образования в условиях новых организационно-экономических форм управления», «Управление качеством образования в условиях вариативности форм предоставления дошкольных образовательных услуг», «Качество педагогического образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников», «Новые подходы к оценке деятельности дошкольного образовательного учреждения и педагогов», «Создание условий для формирования у родителей ключевых компетенций в вопросах семейного образования детей дошкольного возраста» и «Обновление содержания дошкольного образования и вариативность его реализации». Кроме этого, участников конференции ждут мастер-классы в детских садах Перми.
Современные подходы к образовательному процессу в дошкольном учреждении
Читайте также:
|