Особенности применения таможенных платежей различных таможенных процедур

Глава 1. Общие положения о таможенных платежах

1.1 Сущность и виды таможенных платежей…………………………………. 5

1.2 Сроки уплаты таможенных платежей……………………………………….9

1.3 Изменение сроков уплаты таможенных платежей………………………. 19

1.4 Порядок уплаты таможенных платежей…. ………………………………24

Глава 2. Особенности уплаты таможенных платежей в различных таможенных процедурах

2.1 Порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров…………………………………………………………… ………………24

2.2 Порядок уплаты таможенных сборов……………………………………..33

2.3 Прядок уплаты таможенных платежей при процедуре выпуска для внутреннего потребления и экспорта………………………………………. 37

Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась.

Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.

Принципиально иная ситуация наблюдается в России. Существующие противоречия между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития являются следствием того, что до сих пор не разработана научная концепция места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации.

Наибольший объем доходов в России приносит вывозная таможенная пошлина, которой облагаются сырьевые товары.

Несовершенный механизм исчисления и уплаты таможенных платежей – следствие их неадекватной современным реалиям роли в экономике. Это наносит дополнительный ущерб отечественным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным импортерам.

Вышеизложенное можно определить как актуальность исследования темы данной курсовой работы.

В данной курсовой работе объектом исследования являются таможенные платежи.

Цель данной курсовой работы — изучить порядок и сроки уплаты таможенных платежей.Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

  • Сущность и виды таможенных платежей
  • Сроки уплаты таможенных платежей
  • Изменение сроков уплаты таможенных платежей
  • Порядок взимания косвенных налогов
  • Порядок уплаты таможенных пошлин
  • Порядок уплаты таможенных платежей про процедуре выпуска для внутреннего потребления и экспорта

Структура курсовой работы определена ее содержанием и соответствует целям и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на разделы, заключения и списка использованных источников.

    1. Сущность и виды таможенных платежей

Таможенные платежи — это денежные средства взымаемые таможенными органами с лиц участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. Уплата таможенных платежей является одним из условий осуществления операций связанных с внешней торговлей.

В ст.70 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (ТКТС) установлены следующие виды платежей:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

Для расчета величины таможенных пошлин используются ставки, предусмотренные Единым таможенным тарифом Таможенного союза (ТС)

Базовые (предельные) ставки таможенных пошлин применяются при ввозе товаров, происходящих из государств, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Для товаров, которые происходят из стран, относящихся к развивающимся, действуют преференциальные ставки таможенных пошлин.Если завозятся в Россию товары, имеющие происхождение из стран, которым Россия не предоставила режим наибольшего благоприятствования, либо не известна страна происхождения товара, то в этом случае применяются максимальные ставки таможенных пошлин (базовые ставки, увеличенные в два раза).

В едином таможенном тарифе таможенного союза предусмотрены также сезонные и особые пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом ТС, не применяются. Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Применение сезонных пошлин позволяет государствам более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определенное время года.В Едином таможенном тарифе таможенного союза определены категории товаров, которые освобождаются от взимания таможенных пошлин, а также льготы по уплате таможенных пошлин и порядок их предоставления.Для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин, по которым предусмотрена особая процедура применения. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на:

Особые виды пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТКТС для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено ТКТС.

Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию таможенного союза (ТС) в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы стран ТС , со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию ТС товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию ТС товаров, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.Применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат, а соответственно, и цен на экспортируемые товары (в том числе и в Россию). Размер компенсационных пошлин определяется величиной субсидии.

Согласно ст.79 ТКТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТКТС, международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных платежей являются:

  • таможенная стоимость товаров;
  • количество товаров;
  • таможенная стоимость и количество товаров.

Выбор конкретной налоговой базы при исчислении таможенной пошлины зависит от того, какая ставка установлена в отношении данного товара. Валюта, в которой исчисляются таможенные пошлины, должна соответствовать валюте, в которой заявлена таможенная стоимость облагаемого товара.При исчислении таможенной пошлины, подлежащей уплате при таможенном оформлении товаров, применяются различные методы.

Методы исчисления зависят от того, по каким видам ставок облагается товар таможенными пошлинами: по адвалорным, по специфическим или по комбинированным.

В соответствии с Единым таможенным тарифом (ТС)» применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

1) адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

Мнение эксперта
Поляков Сергей Витальевич
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Знает о законе все.

2) специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные — сочетающие виды, указанные в пунктах 1 и 2

Согласно ст.72 ТКТС таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТКТС и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза.Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются ТКТС и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

1.2 Сроки уплаты таможенных платежей

Сроком уплаты таможенных платежей является период времени, в течение которого требуется уплатить необходимые суммы или событие, с возникновением которого, ТКТС связывает необходимость уплаты таможенных платежей.

В соответствии ТКТС таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в следующие сроки: . 1. При прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:

а) при недоставке товаров в место прибытия – день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – день выявления факта недоставки товаров в место прибытия;

б) при утрате товаров в месте прибытия, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, – день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – день выявления факта утраты товаров;

в) при вывозе товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территории таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия – день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – день выявления факта такого вывоза.

2. В соответствии со ст.166 ТКТС при убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если до фактического пересечения таможенной границы товары были утрачены, заисключениемуничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, считаетсядень утраты товаров, а если этот день не установлен, – день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза

3. В соответствии со ст.197 ТКТС при выпуске товаров до подачи таможенной декларации таможенные пошлины и налоги уплачиваются до истечения срока представления обязательства о подаче таможенной декларации и других необходимых документов а именно не позднее 10 числа месяца следующего за месяцем выпуска товаров .

4. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, — день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.5.

При временном хранении товаров сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:

Что такое таможенный режим и какие они бывают

Любому предпринимателю, стремящемуся начать завозить товары из Китая или Европы, в первую очередь приходится сталкиваться с терминологией таможенников. Фразы «помещение под таможенную процедуру», «применение необходимого таможенного режима» звучат как заклинания для непосвященного.

Цель нашей статьи – рассказать, что такое таможенные режимы и чем они различаются, а также объяснить, почему за кажущейся сложностью терминов скрывается удобство для бизнесменов и государства.

к содержанию ↑

Что такое таможенный режим

Необходимо в первую очередь внести ясность: термин «таможенный режим» в нашем законодательстве больше не используется. После создания Таможенного союза было введено понятие «таможенная процедура».

Важно! В 2020 году таможенный режим и процедура – равнозначные понятия.

Содержание не изменилось, под таможенной процедурой понимают статус продукции, перемещаемой через границу России – экспорт, импорт, транзит. От статуса продукции, помещенной под ту или иную процедуру, зависит регулирование, пошлина, заполнение документов и многое другое.

Проще говоря, таможенную процедуру можно считать шифром, сообщая который сотруднику таможни, передается сложный объем регулирования, введенный нашим законодательством.

Зачем нужны таможенные процедуры

Зачем вообще нужны какие-то таможенные процедуры? Сколько таможенных режимов существует? Такие вопросы появляются у людей при первом ознакомлении с режимами таможенного оформления.

Мнение эксперта
Поляков Сергей Витальевич
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Знает о законе все.

Однако без правил таможни и присущего им четкого разделения правил пересечения продукцией границы наступил бы хаос. Современный товарный оборот – это перемещение продукции на миллиарды долларов ежегодно.

И все это необходимо учесть, классифицировать, проверить (нет ли контрафакта, запрещенных веществ, наркотиков, оружия). И сделать все это нужно быстро, чтобы не тормозить гражданский товарооборот ненужной бюрократией.

Именно в этих целях и введены процедуры (или режимы). Они ограничивают набор действий, которые можно произвести с продукцией (экспорт, транзит и т.

д.) и для каждого действия предусматривают полный комплекс правил, документов, которые необходимо составить и заполнить. Участникам оборота (бизнесменам, частным лицам) сразу понятно, какие документы от них запросит таможня, а таможенникам достаточно потребовать предоставления унифицированных документов, чтобы понять, что происходит с товаром.

И на основании четко установленного перечня документов провести быструю проверку и пропустить товар через границу.

Важно! Взимаемые таможней сборы и пошлины также различаются в зависимости от того, под какой именно режим планируется поместить товар.

Все это в совокупности снижает неопределенность при перемещении товаров через границу. А значит, способствует снижению коррупции и ввоза контрафакта.

к содержанию ↑

Виды операций на таможне

В действующей статье 202 Таможенного кодекса, содержащей полный перечень всех режимов, нет точной классификации, по которой было бы удобно группировать и рассматривать таможенные процедуры. Зато такую классификацию таможенных режимов по их понятиям и видам удобно проводить по ст.

155 старого свода правил. В нем разделение проводилось по видам на основные таможенные режимы, а также на экономические, завершающие, специальные процедуры.

Основные таможенные процедуры

К основным относят:

  1. Выпуск для внутреннего потребления. Это хорошо знакомые всем россиянам импортные товары, то есть ввезенные из-за рубежа для продажи и потребления на территории России. При этом за товар уплачивается ввозная пошлина.
  2. Экспорт. Это отечественная продукция, идущая на продажу в другие страны. Одно из главных условий – уплата вывозной таможенной пошлины.
  3. Международный таможенный транзит. Такая процедура применяется к товарам, которые пересекают нашу границу исключительно с целью перемещения по нашей территории в другие страны. Например, продукция везется из страны Европейского союза в Китай. За транзит пошлины не уплачиваются.

В представлении обычного гражданина функции таможни исчерпываются в отношении этих трех процедур. Действительно, что еще может происходить с товаром? Но режимов гораздо больше, ведь завозится не только готовая продукция, но и сырье.

Экономические таможенные процедуры

Продукция из завезенного сырья нередко не потребляется на рынке России, а, в свою очередь, также отправляется на экспорт. Все эти факторы учитываются при установлении пошлин и сборов, а значит, требуют отдельных правил контроля.

Экономические процедуры направлены на оптимизацию сбора таможенных пошлин, чтобы стимулировать промышленную и деловую активность на территории Таможенного союза и России.

К экономическим процедурам относятся:

  1. Переработка на подконтрольной таможне территории. Подразумевает переработку завезенного сырья, чтобы готовый продукт был вывезен в территории Таможенного союза. Поэтому ввозные пошлины на сырье не платятся (при условии, если в последующем при экспорте будут представлены подтверждающие документы о том, что товар изготовлен из сырья и направлен на экспорт).
  2. Переработка для внутреннего потребления. Ввозные пошлины при этом не платятся, но могут потребовать уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
  3. Переработка вне подконтрольной территории. По такой процедуре, напротив, вывозится сырье – без уплаты вывозных пошлин, что логично – в будущем будет уплачена ввозная пошлина на готовую продукцию, поэтому двойное обложение пошлинами в таком случае нецелесообразно.
  4. Временный ввоз. По такой процедуре товар просто временно ввозится на территорию Союза, при этом общий срок пребывания товара не может составлять более двух лет. Логично, что по этой процедуре можно завозить только товары длительного использования (станки, оборудование, машины). Смысл схемы – экономия, поскольку пошлину требуется уплачивать только частично.
  5. Таможенный склад. При этой процедуре товары просто хранятся на складе таможни без уплаты каких-либо пошлин. Как правило, это происходит, когда при ввозе товара у таможенников возникают дополнительные вопросы по легальности продукта или о праве собственности декларанта. До разрешения спорной ситуации товар передается на хранение на склад таможни.
  6. Свободная таможенная зона (свободный склад). Ввоз товаров на территорию специальных свободных экономических зон осуществляется без уплаты каких-либо пошлин. Но есть несколько условий: такие товары должны размещаться на территории особой экономической зоны и использоваться для ведения предпринимательской деятельности на этой же территории. В России особые экономические зоны созданы на территории Калининградской области, Республики Крым и Магаданской области.

Завершающие таможенные процедуры

Объединяет завершающие процедуры то, что они не являются самостоятельными процедурами, как все вышеперечисленные. Такие процедуры применяются к товарам, уже пересекшим границу Таможенного Союза и России, а значит, уже попавшими в поле зрения таможенников.

Это такие процедуры, как:

  1. Реэкспорт. Такой режим имеет множество применений, но проще всего его можно описать как ситуацию, при которой иностранный товар, ранее ввезенный на территорию Союза (для переработки, внутреннего потребления), по каким-то причинам необходимо вывезти. Например, может иметь место неисполнение условий сделки (покупатель не может расплатиться за ввезенный товар). Реэкспорт – также закрывающая процедура по переработке, которую мы описывали выше.
  2. Уничтожение. Применяется только в отношении иностранных товаров, при этом ввозные пошлины за такой товар не уплачиваются. Уничтожению подлежит контрафакт, а также продукция, нарушающая действующие запреты по ввозу. Несмотря на то, что лицо, ввозящее товар, в такой ситуации освобождено от уплаты пошлин, декларант обязан понести расходы, связанные с уничтожением товара.
  3. Отказ в пользу государства. Наше государство не будет против, если в его пользу декларант откажется от ввозимых товаров. Главные условия: такие товары не должны нарушать запреты, предусмотренные для ввоза товаров на территорию России, а обладание такими товарами не должно приносить убытки государству.

Специальные таможенные процедуры

Специальная таможенная процедура – это обширное понятие, под которое попадают особо важные товары, необходимые для достижения общегосударственных целей. Смысл этой процедуры – отсутствие любых пошлин.

Например, под такой беспошлинный режим попадают иностранные товары и имущество, необходимые для осуществления работы консульств и посольств, для гуманитарной помощи, для товаров, требуемых для освоения космоса, Арктики и Антарктики, проведения международных спортивных состязаний и т. д.

к содержанию ↑

Правовая основа вопроса

На территории России применяются только нормы Таможенного Союза. Все процедуры, которые могут использоваться при ввозе и вывозе товаров, исчерпывающе регламентированы в разделе IV Таможенного Кодекса (главы 19-36). Причем процедуры, не указанные в кодексе, применены быть не могут.

Меры экономической политики при различных режимах таможни

Если внимательно посмотреть на особенности регулирования операций таможни, становится понятно, что наше законодательство создано гибко. В целом оно соответствует мировым стандартам – приветствуется промышленное производство на своей территории.

Это означает более высокие пошлины на вывозимое сырье, понижение или отсутствие пошлин для товаров, созданных из привозного сырья. Режим особых экономических зон, на территории которых действуют обширные льготы на ввоз оборудования, зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.

Однако эффективность льгот, предоставляемых особыми экономическими зонами, сейчас нивелируется сложной политической ситуацией в России и мире.

к содержанию ↑

Особенности декларирования

Особенности заполнения декларации на товары для каждого таможенного режима содержатся в Решении Комиссии Союза от 20.05.2010 года N257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения».

Важно! Форма декларации единая для всех процедур. Различается только содержание, изменяющееся в зависимости от того, под какую именно таможенную процедуру планируется поместить продукцию.

Как правило, во избежание штрафов для заполнения деклараций без ошибок обращаются к таможенным представителям. Самостоятельное таможенное декларирование в 2020 году – удел уверенных в себе предпринимателей, перевозящих небольшие партии грузов самостоятельно.

Автор статьи
Поляков Сергей Витальевич
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Знает о законе все.

Добавить комментарий

Adblock
detector