Уклонение от уплаты таможенных платежей: ответственность по КоАП

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с порядком взимания таможенных платежей, а также формирования доходной части федерального бюджета. Разграничение сферы регулирования таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах устанавливается НК РФ (ст. 2).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу.

ТК ТС относит к налогам налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (подп. 18 п.

1 ст. 4).

Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (там же, подп. 25).

Следует обратить внимание, что административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных сборов Кодексом не предусмотрена.

Статьей 82 ТК ТС установлено, что сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. ст.

81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС. Указанными статьями определяется, в каких случаях и у каких лиц возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в зависимости от особенностей таможенных операций или таможенных процедур, под которые помещаются товары.

Случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определены п. 2 ст.

80 ТК ТС.

Согласно ст. 115 Закона о таможенном регулировании сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с ТК ТС. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

Кроме того, некоторые сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены международными соглашениями: см., например, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.

«О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада».

Фактически в большинстве случаев срок уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения (до четырех месяцев), т.е. сроку, в течение которого товары должны быть помещены под определенную таможенную процедуру (ст.

170 ТК ТС). В то же время по истечении сроков временного хранения лицо должно быть привлечено к ответственности по ст.

16.16 КоАП РФ. В случае если таможенные пошлины, налоги до истечения указанных сроков не были уплачены, на практике возможны проблемы с квалификацией деяния нарушителя.

Объективную сторону данного состава также образует нарушение сроков, установленных при предоставлении отсрочки (рассрочки) (порядок установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин») либо уплате периодических таможенных платежей при временном ввозе (ст.

282 ТК ТС).

3. В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу, или с их недостоверным декларированием, представлением недостоверных сведений деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.

1 или ч. 2 ст.

16.2 Кодекса.

4. Субъектом рассматриваемого правонарушения является плательщик таможенных платежей, т.е.

декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств — членов Таможенного союза и Законом о таможенном регулировании возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 114 данного Закона).

Любое заинтересованное лицо, если не предусмотрено иное, вправе уплатить таможенные платежи в пользу плательщика. Очевидно, что такое лицо не является субъектом данного нарушения таможенных правил.

Согласно ст. 60 Закона о таможенном регулировании таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Витальевич
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Соответственно, если таможенные операции от имени декларанта совершаются таможенным представителем, он будет нести административную ответственность по данной статье.

5. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности.

6. Если сумма неуплаченных налогов и сборов превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, то необходимо рассматривать возможность привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей».

7. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).

Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

СТ 16.22 КоАП РФ

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

к содержанию ↑

Комментарий к Ст. 16.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, выражается в нарушении сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенные платежи — это платежи, подлежащие обязательной уплате при перемещении через таможенную границу товаров.

К числу таможенных платежей, согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза, относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов могут быть изменены посредством предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин, налогов при наличии соответствующих оснований. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств — членов Таможенного союза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

— при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза — в момент пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза;

— при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается:

1) при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа — день передачи, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения;

2) при утрате временно ввезенных транспортных средств в период срока их временного ввоза, установленного таможенным органом, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — день утраты товаров, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения;

3) при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза — день истечения срока их временного ввоза.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Витальевич
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

При недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:

1) если недоставка иностранных товаров произошла по причине передачи товаров перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа — день такой передачи, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом транзитной декларации;

2) если недоставка товаров для личного пользования произошла по причине утраты товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — день такой утраты, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом транзитной декларации;

3) если недоставка товаров для личного пользования произошла по иным причинам — день регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Вместе с тем содержание процедуры временного хранения предполагает освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение всего периода временного хранения до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой либо помещения их под иную таможенную процедуру. В связи с этим неуплата в установленный срок таможенных платежей в отношении товаров, находящихся на временном хранении (например, в случае продления срока подачи таможенной декларации либо его несоблюдения), не влечет наступление административной ответственности по ст.

16.22 КоАП РФ. Если таможенная декларация не представлена в пределах срока временного хранения товаров и таможенные платежи в установленный срок не уплачены, лицо подлежит ответственности по ст.

16.16 КоАП РФ за непринятие мер по выпуску товаров, и дополнительной квалификации указанного деяния по ст. 16.22 КоАП РФ не требуется.

Пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы, влечет ответственность по ч. 1 ст.

16.20 КоАП РФ. Нарушение лицом требований и условий таможенных процедур таможенного транзита, временного хранения товаров, выразившееся в выдаче без разрешения таможенного органа, утрате либо недоставлении в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них, квалифицируется по ст.

16.9 КоАП РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. При этом принудительному взысканию предшествует направление лицу, ответственному за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об их уплате.

По своей сути требование представляет собой уведомление плательщика об имеющейся у него задолженности по таможенным платежам с предложением уплатить соответствующую сумму таможенных платежей и пени в определенный срок в добровольном порядке. В связи с этим неисполнение плательщиком требования об уплате таможенных платежей не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности по ст.

16.22 КоАП РФ.

В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу, или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. ч.

1 или 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и не требует дополнительной квалификации по комментируемой статье.

3. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате таможенных платежей

Таможенные платежи (таможенная пошлина, НДС, акцизы и таможенные сборы) уплачиваются лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу, при этом их уплата обеспечивается принудительной силой государства.
В соответствии со ст.

319 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при ввозе товаров с момента пересечения границы, а при вывозе — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.

Вместе с декларантом с 1 октября 2009 г. Таможенным кодексом РФ установлена и солидарная ответственность таможенного брокера за уплату таможенных платежей.

Частью 3 ст. 320 ТК РФ определено, что при неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении, уплате в неполном размере или с нарушением установленных сроков уплаты (несвоевременной уплате), ответственность перед таможенными органами несет лицо, на которое возложена соответствующая обязанность.

Юридическая ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных платежей представлена в первую очередь составами, включенными в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Статьей 194 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Важно отметить, что при квалификации деяния следует оценить, имелась ли у лица реальная возможность уплаты таможенных платежей, а также были ли совершены действия, свидетельствующие о намерении избежать такой уплаты, неправомерно получить льготы, необоснованно занизить таможенную стоимость и пр.
Образование состава данного преступления возможно при наличии крупного замера суммы, квалифицируемой в качестве уклонения от уплаты таможенных платежей.

В примечании к данной статье крупным размером признается превышение суммы неуплаченных таможенных платежей в пятьсот тысяч рублей. Если же эта сумма составляет более одного миллиона пятиста тысяч рублей, уклонение от уплаты таможенных платежей считается совершенным в особо крупном размере и наказывается по ч.

2 ст. 194 УК РФ.

Статьей 16.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. При этом данная норма не предусматривает ответственности за нарушение сроков уплаты сборов за таможенное оформление.

Особое внимание следует уделить финансово-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных платежей. Вопрос о ее существовании возник недавно и сразу же вызвал массу острых дискуссий.

Большинство ученых-административистов придерживаются традиционной классификации юридической ответственности и считают, что финансово-правовая ответственность поглощается административной. Напротив, исследователи, занимающиеся финансово-правовой проблематикой, признают в финансовой самостоятельный вид юридической ответственности либо отмечают реальные перспективы ее обособления.

Комплексный характер таможенного законодательства отразился и на правовой природе юридической ответственности в данной сфере. Ее дуализм вытекает из существования, как подчеркивает А.Н.

Козырин, двух основных видов общественных отношений, регулируемых таможенным правом: административно-правовых (касающихся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров, порядка осуществления таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей) и финансово-правовых (связанных с взысканием таможенных налогов и сборов).

К числу общих финансово-правовых санкций относятся штрафы (не административные), пени, предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, закрытие бюджетных кредитов, изъятие бюджетных средств, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях. Безусловным признаком данных мер ответственности выступает наличие карательной и превентивной функций.

Особого внимания заслуживает вопрос о правовой природе пени. В гражданском законодательстве под пеней понимается разновидность неустойки.

Она подлежит взысканию за каждый период (день) просрочки обязательства, не исполненного в установленный срок.
Пеня, несомненно, является мерой финансово-правового принуждения.

Она применяется в случае совершения субъектом деяния, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате обязательных платежей. В налоговом законодательстве пеня согласно ч.

1 ст. 72 НК РФ названа способом обеспечения исполнения такой обязанности.

В Таможенном кодексе РФ правовая природа данной категории точно не формулируется, но и в число способов обеспечения уплаты таможенных платежей, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 340, она не входит.

Частью 1 ст. 349 ТК РФ установлено, что пени есть денежные суммы, которые лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, обязано выплатить в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки.

Учитывая, что последнее обстоятельство содержит признаки правонарушения, на наш взгляд, имеются основания для отнесения пени в области таможенного дела к мере финансово-правовой ответственности.
Конституционный Суд РФ, выражая свою правовую позицию в решениях, неоднократно причислял пеню к разновидности санкций, отмечая при этом ее восстановительный характер.

Целью взимания пени выступает компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок. Установление ее размера в процентном соотношении призвано возместить убытки, которые претерпело государство вследствие просрочки платежа.

При этом государство освобождается от необходимости каждый раз доказывать размер таких убытков, поэтому «нормативная конструкция пени приняла в налоговом праве оценочный вид (заранее определяется размер возможного ущерба)». Однако, несмотря на восстановительный характер, пеня может и не компенсировать бюджетные потери, если они отсутствовали.

Как санкция, наказание, мера финансовой ответственности в области таможенного дела пеня характеризуется следующими признаками.
Во-первых, она выражается в материальном воздействии на правонарушителя и носит денежный характер.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Витальевич
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Взыскание пени сказывается в первую очередь на имущественном положении лица. Пеню нельзя погасить иным способом (например, натуральным выражением), кроме как уплатой денежных средств.

Во-вторых, пеня характеризуется восстановительным характером. Как имущественная санкция «пеня имеет целью возместить.

организации те возможные убытки, которые она будет иметь из-за просрочки другой организацией своих обязанностей (по договору, по налогам и т.д.)». Потери доходной части федерального бюджета компенсируются за счет применения пени.

Главная задача здесь — простимулировать нарушителя и добиться надлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Уменьшение размера пеней, равно как и предоставление рассрочки или отсрочки их уплаты, не допускается.

В-третьих, пеня применяется в случае неуплаты в установленный срок таможенных платежей. Основанием ее назначения является возникшая недоимка.

При этом не имеет значения, привлекается ли лицо к уголовной или административной ответственности за данное деяние. Таково фактическое основание взимания пени, нормативным же условием выступает регламентация пени нормами Таможенного кодекса РФ.

Кроме того, начисление пени происходит независимо от вины плательщика, только лишь на основании факта просрочки внесения таможенных платежей.
В-четвертых, пеню можно назвать прогрессивно растущей санкцией.

Ее размер зависит от срока исполнения субъектом обязанности по уплате таможенных платежей. Чем позднее будет погашена задолженность по сумме таможенных платежей, тем больший объем пени должен быть уплачен.

Как правило, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных платежей, по день исполнения данной обязанности либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки включительно. Ее размер исчисляется в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы недоимки.

Иными словами, пеня выступает в качестве штрафного процента.
В-пятых, пеня — безальтернативная мера ответственности.

Она не может быть заменена иными санкциями (например, штрафом). Согласно ч.

6 ст. 349 ТК РФ пени уплачиваются независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства.

В-шестых, немаловажной чертой пени является то, что она обладает признаком фискальности. Таможенные органы обеспечивают перечисление ее в федеральный бюджет, тем самым формируя его доходную часть.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Витальевич
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

В-седьмых, таможенным законодательством определен особый порядок применения данного наказания. Так, их суммарный объем варьируется в зависимости от того, какому лицу выставляется требование об уплате таможенных платежей.

Для поручителей и гарантов пени начисляются максимум за три месяца, а для иных лиц такое ограничение отсутствует.
В-восьмых, пеня, в отличие от других мер ответственности, взимается при осуществлении таможенными органами финансовой деятельности.

Правом ее назначения обладают не правоохранительные подразделения таможенных органов, а звенья, входящие в экономический блок таможен (отделы федеральных таможенных доходов и учета денежных средств).
Интересна трактовка правовой природы пени в Украине.

Под ней признается «плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), которая взимается с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства». Таким образом, отрицается ее карательный характер, а данная категория устанавливается как вид обязательного платежа (платы).

В законодательстве США встречается термин «штрафные убытки», которые взыскиваются с целью наказания виновного лица.

Функции пени в области таможенного дела отличаются спецификой. Если в налоговом праве пеня «выполняет две функции — стимулирующую и компенсационную», то в таможенном праве представляется логичным выделить четыре основные функции данной меры ответственности.

Карательная функция заключается в наказании лица, виновного в образовании недоимки; превентивная функция нацелена на профилактику дальнейших правонарушений; восстановительная — обусловлена стремлением государства компенсировать потери бюджета, фискальная — означает включение ее в структуру доходов бюджетной системы.

Основанием назначения пени выступает совершение лицом финансового правонарушения. Такое нарушение выражается исключительно в неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке).

Данная формулировка сужает круг проступков до одного состава, выражающегося в неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей. Вместе с тем эта обязанность может быть выполнена в ненадлежащей форме, а именно платежи уплачиваются в неполном объеме (например, при умышленном занижении таможенной стоимости товара).

Интересно, что нормой ч. 7 ст.

323 ТК РФ предусматривается возможность доплаты таможенных пошлин, налогов. Законодателем указывается: «Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования.

Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются». Последнее предложение означает взыскание пени за рамками 10-дневного срока.

Следовательно, неполная уплата таможенных платежей также влечет применение меры ответственности в виде пени, что представляется разумным.
Следует отметить, что пеня по сравнению с другими мерами ответственности наиболее результативна.

Она принуждает виновное лицо претерпеть в полной мере имущественные лишения, чего можно было бы избежать посредством законопослушности. По уровню эффективности санкций в известной мере можно судить о качестве правового воздействия на общественные отношения и поступки людей.

Тем самым появляется возможность совершенствовать нормотворческую и правоприменительную практику.

Какое наказание грозит за нарушение правил ответственными органами в области таможенного права?

Таможенное законодательство вызывает большое количество вопросов, поскольку формулировка некоторых пунктов сложна для восприятия и логической оценки. А сборы на таможне «грозят» немалые. Мы теряем время, деньги, возможна и порча товара, который подлежит растаможиванию и пр.

Как защитить себя, свое время, средства и при этом не нарушить закон? Существует ли нормативное регулирование по этому вопросу? Однозначно — да. Именно на него следует опираться при возникновении сложных ситуаций при прохождении таможенного контроля.

Не только лица, проходящие таможенный контроль, но и работники таможни обязаны соблюдать установленные законом нормы. Т.

е. правонарушителем может казаться любая из сторон.

Взыскания к таможенникам применяются строгие, т. к.

они принимают присягу при поступлении на должность.

к содержанию ↑

Комментарий к ст. 16.22 КоАП РФ

1. Исчерпывающий перечень видов таможенных платежей установлен п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 319 Таможенного кодекса РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;

при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, определенных п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ.

За таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товаров, предназначенных не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях (далее — товары), взимаются таможенные сборы за таможенное оформление в размере, указанном в разд. IV Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной Приказом ГТК России от 9 ноября 2000 г.

N 1010 (зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2000 г. N 2497).

Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров см. Приказ ГТК России от 6 февраля 2001 г. N 124.

Исчерпывающий перечень товаров, транспортных средств, освобожденных от пошлины, определен ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Таможенная стоимость товаров, вывозимых (в том числе пересылаемых) с таможенной территории РФ, определяется исходя из их свободной (рыночной) цены на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

3. Особенности налогообложения по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определены п. 1 ст. 151 НК.

Налогообложение в указанном случае осуществляется в следующем порядке:

— при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено ст. 150 НК;

— при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

— при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов налог не уплачивается;

— при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог уплачивается при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм налога при вывозе продуктов переработки этих товаров с таможенной территории Российской Федерации;

— при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

— при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

— при ввозе поставляемых по лизингу племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного исключительно для организации и модернизации технологических процессов, налог уплачивается с отсрочкой до момента постановки этих товаров на учет лизингополучателем, но не более чем на шесть месяцев.

4. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, а именно:

— в день принятия таможенной декларации, если после выпуска товаров установлено, что таможенные платежи по каким-либо причинам не уплачены либо уплачены не в полном объеме;

— в день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей;

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Витальевич
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

— в день, установленный таможенным органом для уплаты периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров.

Комментируемая статья может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, представляет собой самостоятельное правонарушение. В случае, если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.

1 или 2 ст. 16.2 КоАП, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье.

Применение ст. 16.22 КоАП по факту неисполнения требования об уплате налога, направленного в порядке ст.

70 НК, также является обоснованным только в случае, когда обязанность по уплате таможенных платежей возникает не в связи с заявлением недостоверных сведений, влияющих на взимание таможенных платежей, а непосредственно в связи с направлением такого требования (например, при совершении действий по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы).

Субъектом нарушения таможенных правил, предусмотренного комментируемой статьей, является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом или иным лицом, определяемым п. 2 — 4 ст. 320 Таможенного кодекса РФ.

5. В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. N 131, ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% применяется в отношении:

— продовольственных товаров по перечню, установленному частью второй НК;

— по товарам для детей по перечню, установленному частью второй НК.

Коды указанных товаров в соответствии с ТН ВЭД России определяются Правительством РФ.

Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%, с указанием кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России доводятся до таможенных органов РФ отдельными нормативными документами ГТК России.

В отношении иных товаров применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20%.

6. Согласно п. 6 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 1996 г. N 5 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства» таможенный орган вправе отказать в принятии таможенной декларации, если таможенные платежи не были уплачены в установленном порядке.

7. Об особенностях налогообложения по налогу на добавленную стоимость при вывозе товаров с таможенной территории РФ см. п. 2 ст. 151 НК.

Сроки и порядок уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определены ст. 177 НК.

Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ, а также сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ определены соответственно ст. 185, 205 НК.

Неуплата указанных налогов и сборов в установленные сроки квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).

к содержанию ↑

Нормативное регулирование

Нормативное регулирование в этом вопросе необходимо, поскольку оно защищает не только права отдельного человека, но и благополучие населения в целом. Мало того, это касается не только одного государства.

  • Статья 2 Конституции РФ утверждает необходимость защиты прав граждан во всех направлениях,
  • Федеральный закон №311-ФЗ «О таможенном регулировании» от 27. 11. 2010 года закрепляет всю систему таможенных органов в целом,
  • Глава 16 КоАП регулирует вопросы правонарушений и устанавливает необходимые нормы,
  • Статьи 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ отмечают границу между нарушением и преступлением в данной сфере,
  • Статьи 3.2 — 3.5, 3.7, 3.8 КоАП регулируют вопросы наказаний за нарушение,
  • Статьи 29.11, 29.13 КоАП регулируют основные моменты, которые способствуют уменьшению случаев административного нарушения,
  • Статьи 4.1 и 4.7 КоАП регулируют вопросы наказания и возмещение ущерба при административных правонарушениях,

к содержанию ↑

Судебная практика по статье 16.22 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-13357/12 от 23.05.2013 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-13356/12 от 23.05.2013 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-3302/09 от 01.04.2009 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Комментарии ()

Написать комментарий

Виды правонарушений при уклонении от уплаты таможенных платежей

Как отмечают эксперты, уклонение от уплаты таможенных платежей может проявляться в форме действия и в форме бездействия. Виды правонарушений:

  1. предоставление таможенным органам заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, которое влечет за собой неуплату или неполную уплату таможенных платежей;
  2. нарушение сроков уплаты таможенных платежей;
  3. предоставление таможенным органам поддельных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей.
к содержанию ↑

Способы уклонения от уплаты таможенных платежей

Способы уклонения от уплаты таможенных платежей разнообразны. Рассмотрим их подробнее.

  1. О первом способе рассказал начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев. Он отметил, что наиболее распространенной схемой является ввоз товара под «чужим» кодом. Это означает, что изменяют, например, одну цифру в коде классификации. Товар меняется, следовательно, меняется необходимость уплаты пошлины, к примеру, на новый товар действует льгота по пошлине. Нарушения с кодами составляют треть всех махинаций.
  2. Распространен временный ввоз транспортных средств без уплаты таможенных пошлин с использованием впоследствии машин/яхт/самолетов в коммерческих целях. Пример: участники преступной группы взяли за границей в аренду 4 самолета и организовали на территории России частные коммерческие рейсы. Сумма неуплаченных таможенных платежей при этом составила порядка 635 млн. руб.
  3. Практикуют занижение стоимости товаров в таможенных декларациях. Например, компания ввезла в Россию свыше 33 тысяч ампул с инъекциями для лица и тела. Задекларировала их как «продукты для ухода за кожей» и заявила стоимость от 8 до 40 рублей за штуку. На официальном сайте Федеральной таможенной службы после этого появилась информация, что при проверке выявилось несоответствие декларации и фактического товара, сведения, которые были предоставлены таможенникам, оказались ложными: «По заключению таможенного эксперта, большая часть товаров представляла собой косметическую продукцию — филлеры на основе водного раствора гиалуроновой кислоты. Розничная цена таких товаров на территории России составляет в среднем 2,5 тыс. рублей за ампулу, что многократно превышает цену, которую указали в таможенной декларации».

Статья 16.22. КоАП РФ. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

Автор статьи
Алексеев Евгений Витальевич
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Добавить комментарий

Adblock
detector